Судьба и песня у него – неразделимы
В отроческие годы большую роль в жизни будущего великого композитора сыграл его дядя, проживавший в Запорожье и устроивший мальчика на обучение к известному учителю музыки Александру Кинебасу. Гриша занимался увлеченно. А еще любил посещать клуб завода «Коммунар», где на полуразбитом пианино играл на показах немого кино. Подростку тогда было 12 лет. Он участвовал в спектаклях самодеятельного коллектива, осуществляя музыкальное сопровождение.
Во время строительства гидроэлектростанции Днепрогэс в Запорожье съехалось много молодежи. Украшением праздников и концертов стал Григорий со своим неизменным баяном. Он побеждал на конкурсах и фестивалях. «Цыгана» (такое у него было прозвище) приглашали на заводы. На одном из концертов в ДК Днепрогэса он так понравился руководителю группы экскурсантов, что тот пригласил баяниста-весельчака в Киев. Радости не было предела.
Киев поразил юношу архитектурой и красотой улиц, набережных, мостов, но больше всего его влекла музыкальная жизнь. Он устроился работать в джаз-оркестр при ресторане стадиона «Динамо». А вот жилья не было. Спать приходилось на вокзале, в скверах на скамейках.
«Добрые люди… Как богата ими наша великая Родина! Как часто земные пути-дороги щедро дарили мне встречи с людьми, которые старались мне помочь в чем-то», - писал в воспоминаниях Григорий Федорович.
1938 год. На одном из концертов в ресторане к нему подошел человек и сказал: «Малец, это все – не по тебе! Хочешь быть баянистом в военном ансамбле? Завтра приходи к нам в Подлипки». Так началась его служба в военном ансамбле. Он участвовал в концертах, гастролях и урывками учился в консерватории. Родилась его первая песня – «По широкой улице проходили конники». А в ночь с 21 на 22 июня 1941 года после концерта в городе Дрогобыче все были разбужены оглушительным воем и взрывами бомб. Всему личному составу ансамбля песни и пляски НКВД УССР было приказано прибыть во Львов для получения дальнейших распоряжений.
Путь по огненной земле был нелегким. Не раз попадали под артобстрелы. По прибытию во Львов каждый артист получил винтовку, патроны, четыре гранаты, шинель-скатку и сапоги. Затем двигались к Киеву, участвовали в обороне Овруча. Инструменты были потеряны. Не до песен стало – вокруг злобно «пела» война. Стоял вопрос о судьбе ансамбля. Однако командование распорядилось: «Война войной, а ансамблю быть!». Коллективу выделили четыре стареньких колхозных полуторки, в заброшенном магазине добыли инструменты, и лес под Киевом, где обитали оркестранты, огласился звуками музыки. Вскоре на свет появились песни: «Кровь за кровь, смерть за смерть!», «Бей фашистов!», песни о Буденном, Ворошилове, Тимошенко.
Пути-дороги фронтовые проходили через разрушенные города, опасность окружения, сорванные налетами самолетов концерты, участие в обороне Курска... Случались и конфузы. В Москве на первом концерте в сценическом номере «Партизанская пляска» произошел курьез. По ходу действия партизан, увлеченный пляской, так «завелся» под модную в то время частушку, что в тексте «Гитлеру и Риббентропу мы дадим коленом (пауза) в спину!» забыл про паузу и выпалил текст в рифму. Зал превратился в хохочущий вулкан. Все годы войны нес службу ансамбль погранвойск НКВД. Победу встречали в Венгрии, в районе озера Балатон.
После войны Григорий Федорович продолжал службу до 1950 года. В Москве он занимался в секции композиторов-песенников, где познакомился с великими мастерами советской песни Дунаевским и Новиковым, с мастерами хорового пения Александром Степановым и Константином Лебедевым, с музыкальным руководителем Юрием Силантьевым, композитором Николаем Будашкиным, поэтом Виктором Боковым и знатоком русской народной песни Петром Милославовым. Именно В. Боков пригласил друга-композитора в 1952 году на Волгу, где родилось творческое содружество с поэтессой М. Агашиной, другими известными поэтами.
Г. Пономаренко писал: «Трудно сказать, кем в моей судьбе является Виктор Федорович Боков. Свои отношение и привязанность к нему могу сравнить лишь с сокровенной любовью к матери, дяде Максиму, который когда-то на всю жизнь подарил мне музыку. Это - трудное, но прекрасное счастье. Боков подтолкнул меня пойти по Волге за песнями».
В совместных с Боковым поездках встречались с людьми из разных областей, профессий. Все они наполняли душу поэта и композитора новыми впечатлениями. Люди деревни с их заботами и волнениями – это близкий поэту и композитору народ, с которым Григорий Федорович и Виктор Федорович и «жисть обсуживали», и на рыбалке бывали. Там они изучали народное творчество, выражавшееся в частушках, песнях. В таких поездках родились песни «Молодой агроном», «Не пришел мой милый на свидание», «Оренбургский пуховый платок», «Коло-коло-колокольчик».
Однажды после концерта в городе Сызрань к Пономаренко и Бокову подошел паренек и бойко представился: «Коля!». И тут же добавил: «Николаша!». Завязался разговор. А к вечеру следующего дня на столе Григория Федоровича лежали ноты задорной песни на слова В. Бокова, ставшей широко известной в стране благодаря первой ее исполнительнице Ольге Воронец.
В 1952 году в Куйбышеве создавался Волжский народный хор. Именно в волжский период расцвел талант композитора. Словно из рога изобилия «сыпались» в народ задушевные песни: «Эх, Волга-река», «Ивушка», «Ой, Ванюша – чуб волною», «Я назову тебя зоренькой», «Золотаюшка».
Песни Пономаренко льнут к сердцу, потому что они – сама жизнь. В них плещется Волга, грустят тополя, алеют вечерние закаты, звенят свадебные колокольцы, шумит листвою березка на Мамаевом Кургане, а плечи матери греет оренбургский пуховый платок. Десять лет отдал Григорий Федорович Волжскому народному хору. В тот период звучали песни на слова Вениамина Бурыгина «Торопится Волга», «Девичье счастье» - в исполнении хора. А народ пел «Тополя», «Подари мне платок», «Не жалею, не зову, не плачу»…
В 1959 году Пономаренко и Боков приехали в Оренбург, чтобы помочь в создании программы для Оренбургского народного хора. В целинном крае рождались новые поселки хлеборобов и строился будущий город металлургов. Стояла холодная и вьюжная зима. И как-то Боков говорит: «Гриша, здесь такие замечательные пуховые платки вяжут мастерицы. А моя старенькая мама живет в Подмосковье. Давай пошлем ей такой подарочек». И поэт написал слова: «В этот вьюжный неласковый вечер, когда снежная мгла вдоль дорог, ты накинь, дорогая, на плечи оренбургский пуховый платок». Пока возвращались с почты, в голове роились напевы, а к вечеру родилась мелодия. Спустя два месяца Пономаренко получил из Оренбурга телеграмму: «Спасибо за песню! Всем участницам хора связали «паутинки». Рассаживаемся на сцене с накинутыми на плечи платками. Прием великолепный!». Так песня вступила в свою долгую жизнь…
В 1963 году Григорий Федорович получил приглашение работать в Волгоградском хоре. В содружестве с Маргаритой Константиновной Агашиной они создают песни «Что было, то было», «А где мне взять такую песню», вошедшие в каждую семью.
Скорбью, гражданским пафосом проникнуты песни-раздумья: «Снег седины», «Русские матери», «Мы о вас не забыли», «Не будите, журавли, вдов России», «Растет в Волгограде березка». Строки последней родились у Агашиной, когда они однажды на Мамаевом Кургане подошли к четырем молоденьким березкам, посаженным там в честь четырех братьев Рыкуновых – Ивана, Степана, Сергея и Василия, погибших в пламени войны. Соединенные в одной песне они получили постоянную прописку в сердцах людей.
В 1972 году Г. Пономаренко приехал на Кубань. О ней – «Лиманы», «Что такое Кубань», «Казак ехал на Кубань», «Ой, станица, родная станица», «Краснодарская весна», «Кубаночка», «Хутора», другие песни. Красочной палитрой отражена Кубань в произведениях композитора в соавторстве с поэтами С. Хохловым, Г. Фатеевым, С. Красиковым, К. Обойщиковым, Г. Георгиевым, В. Бакалдиным, И. Варравой.
В песенной кладовой Григория Пономаренко – образ России в ее географическом безграничье, многообразии природы, в ритме новостроек, душевных переживаниях россиян. В его песнях – биография поездок и беспокойной жизни композитора, золотые глыбы народного слова, в них – сам народ.
Г. Кондакова, ст. Темиргоевская
Общественно-политическая газета Курганинского района Краснодарского края "Курганинские известия", февраль 2011 (http://www.kurganinskie-izvestia.ru/news/2011-02-02)
Я вижу музыку Г.Ф. Пономаренко
Песни Григория Пономаренко – это живой голос нашей русской природы, которая наделила композитора чудным даром – слышать музыку родного края, музыку души своего великого народа и передавать ёё в немудрёных, на первый взгляд, но проникновенных напевах, близких и понятных каждому чистому сердцу. Можем ли мы увидеть музыку? Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы, даже определённые картины. Всматриваясь в картины, мы можем услышать в своём воображении ту или иную музыку. Всего несколько строчек – и перед нами портрет родной земли. Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам. А настоящий музыкант поможет нам более ясно представить это очарование… Г.Ф.Пономаренко: «Для меня природа – тот верный помощник, который никогда не позволит сфальшивить. Не мыслю своего творчества без постоянного общения с природой. «Цветы луговые» я не смог бы написать где-либо в поездке по тундре. Во время работы над песней из мучительных творческих поисков меня всегда выводила на путь праведный она – родимая матушка-природа, с которой в своих произведениях я стремлюсь достичь наибольшего слияния»
Над майским простором летят журавли,
Колышут ветвями дубы вековые,
Поют еле слышно у самой земли
Цветы луговые, цветы луговые.
«Цветы луговые» на слова С. Красикова.
Случилось это ранним летним утром на Волге. Утренняя свежесть, всё объято тишиной. Композитор шел на рыбалку к озеру. Показались ивы, низко склонившиеся над зеркалом прибрежных заводей. Взгляд задержался на небольшом нежно зеленеющем деревце… Так родилась песня «Ивушка зеленая»:
Зорька золотая
Светит над рекой
Ивушка родная
Сердце успокой:
Ивушка зеленая
Над рекой склоненная
Ты скажи, скажи, не тая,
Где любовь моя?
В 1959 году создавался Оренбургский народный хор. Григория Пономаренко и Виктора Бокова приглашают написать для нового коллектива концертную программу. В. Боков решает послать своей старенькой маме в Подмосковье оренбургский пуховый платок. Они пришли на почту, и В. Боков тут же сел за стол и на почтовом бланке написал:
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок…
Г. Пономаренко прочитал и подумал: «Как всё просто, а вмете с тем как глубоко! Мать – самый близкий, самый дорогой в жизни человек. Порою годы, расстояния, наши личные дела и заботы отодвигают на второй план образ человека, которому мы обязаны жизнью. Но приходят минуты, когда всем сердцем вдруг остро почувствуешь щемящую тоску по безвозвратно ушедшим годам, по той беззаботной поре детства, когда рядом была она – мама…». Песня начала свою долгую жизнь. Во время ёё исполнения нет-нет, да и блеснёт слезинка в глазах поющих. Прошло уже много лет, а «Оренбургский пуховый платок» не уходит из репертуара хора. Песня согревает своим теплом и тех, кто поет, и тех, кто слушает. Зал наполняется проникновенной чарующей своей русской красотой мелодией.
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны, но люди никогда не забудут ёё тягот и ужасов. В веках останутся в памяти народной немеркнущие подвиги тех, кто, грудью защищая Родину, навсегда остался лежать в братских могилах и безымянных холмах от Волги до Берлина. Композитора Г. Пономаренко, прошедшего войну с первого до последнего дня, эта тема волнует особенно.
…Волгоград! Город-герой, город-легенда. Неувядаемой славой в годы Великой Отечественной войны покрыли себя его защитники, насмерть стоявшие в боях с отборными фашистскими ордами. Враг не прорвался за Волгу. Дорогой ценой досталась нашему народу эта победа. В городе есть священное место, о котором знают люди разных поколений. Это – Мамаев курган. Здесь всегда многолюдно. Живя в Волгограде, сюда не раз приходил и Пономаренко. Не торопясь, поднимался по многочисленным ступенькам к величественному монументу Родины-матери, клал к его подножию букетик живых цветов и потом ещё долго ходил по земле, политой кровью её защитников. И всякий раз в душе звучала музыка. Музыка тревожных воспоминаний… Музыка великой скорби… Посетил он Мамаев курган и с поэтессой Маргаритой Агашиной. Какая величественная панорама предстаёт с высоты Мамаева кургана! Из пепла восставший красавец-город, а за ним – уходящие к горизонту заволжские степи, голубая лента могучей Волги. И вот они обратили внимание на недавно посаженные деревца. На каждом из них висела табличка с надписью, в память о таком-то. Незаметно подошли к четырём берёзкам, которые тихим шелестом молоденьких листочков, словно живые вели взволнованный рассказ о том, как на фронтах войны оборвалась жизнь четырёх братьев рабочей семьи Рыкуновых – Ивана, Степана, Сергея и Василия.
Потом была написана песня «Растёт в Волгограде берёзка» на стихи М. Агашиной.:
Её привезли издалёка
В края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
К огню волгоградской земли!
Как долго она тосковала
О светлых лесах на Руси…
Лежат под берёзкой ребята,
Об этом у них расспроси.
Произведения, связанные с военной тематикой, концентрируют важ-
ные черты творчества Г. Пономаренко. Широк круг образных ассоциаций, возникающих при их слушании. В своих произведениях он всегда остаётся тонким лириком. Но лиризм этот разного характера: то задушевный, то проникнутый мягким юмором, то поднимающийся до высокого гражданс-
кого звучания. Композитор большое внимание уделяет в своём творчестве образу русской женщины, сумевшей на своих плечах вынести все тяготы военных лет. Эти произведения насыщены тихой лирической задумчивостью и глубиной сдержанного трагизма. Внимание Григория Фёдоровича привлекло стихотворение Татьяны Голуб с такими строками:
Разлилась заря вдали
Алым цветом.
Крик роняют журавли
В бабье лето.
Ах, журавки, в сентябре
Не кричите,
Вдов солдатских на заре
Не будите.
И вот зазвучала замечательная песня…
Удивительно широк песенный диапазон Г. Пономаренко. Он пишет
музыку на стихи Есенина, Лермонтова, Блока, Пушкина, угадывая в этих бессмертных произведениях тайну их песенной души. Звучат они и тревожно и грустно, но от них на душе становится светлее, потому что это встреча с прекрасным. Нам особенно дороги эти песни на стихи замечательных поэтов. Г. Пономаренко подошел к их поэзии бережно, восторженно преклоняясь перед яркостью их образов, и мы с замиранием сердца вслушиваемся в чарующую музыку песни «Отговорила роща золотая» на стихи С. Есенина. И перед нашим взором опять проходит череда пейзажей нашей великой России.
О Кубани – этом благодатном крае российском, что раскинулся в предгорьях Кавказа, к которому ласково примыкают два южных моря, Чёр-
ное и Азовское, Г. Пономаренко был наслышан давно. Композитор знал, что именно на кубанской земле много лет трудятся выдающиеся селекционеры современности, чародеи всемирно известных сортов пшеницы и подсолнечника – академики П. П. Лукьяненко и В. С. Пустовойт. Поле цветущих подсолнухов. Поле золотой пшеницы… Они словно портрет родного края, его богатства. Глядя на эти поля, невольно думаешь о тех, кто сделал их такими - щедрыми, сильными, красивыми, и о тех, кто воспел их в песнях. В одной из лучших песен о Кубани, написанной Г. Пономаренко на стихи А. Софронова, есть такие строки:
Кубань, Кубань, широкие просторы,
Кубань, Кубань, родимая земля.
Гудят в степи могучие моторы,
Да тихо шепчут песню тополя
Кубань, Кубань, ты вечно молодая,
Кубань, Кубань, люблю твою красу
Шуми пшеница в поле золотая,
Зерно к зерну и колос к колоску.
Как музыканту Кубань ему представлялась певучим краем. Красно-
дарский край уникален историей заселения, где слились две богатейшие песенные культуры, русская и украинская, дополняя и обогащая одна дру-
гую. У каждого народа свои ценности, своё неповторимое богатство. У жите-
лей Кубани – это песни, русские и украинские, в которых звучит, то протяж-
ная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая удалая ка-
зачья пляска. Когда впервые Г. Пономаренко ехал на Кубань и пересёк границу Краснодарского края, то не удержался, вышел из машины, опустился перед зелёными тополями на колени и сказал им и всей необъятной степи: «Здравствуй, Кубань! Здравствуй, тополиный край! И вскоре эти слова зазвучали в раздольной песне:
Здравствуй наша, Кубань,
Тополиный край –
Наш Черноморский,
Наш Приазовский,
Наш Краснодарский край.
Кубань хороша в разное время года, но особенно весной. Во всей красе предстали Г. Пономаренко утопающие в цветении сады станиц и хуторов, огромные квадраты изумрудных полей, возделанные трудолюбивыми руками кубанских хлеборобов. Песня «Трудовые руки» на слова С. Хохлова много лет звучала на Красной площади страны во время праздничных демонстраций. Сколько в ней молодости, энергии, упругости:
Золотые руки, трудовые руки-
Сила родной страны.
Знойным ветром поля,
Белой солью моря
Руки труда сильны.
«Тополя… Тополя…» - эти слова часто звучат в песнях композито-ра, как звучат в душе каждого из нас, живущего на Кубани. Песню «Тополя» на стихи Г. Колесникова пела и поёт наша страна:
Тополя, тополя,
Солнцем коронованы.
Ждут дороги меня
И тревоги новые.
Далеко ухожу,
В сердце вас уношу
Как весенний волнующий шум.
Переехав на Кубань, Г. Пономаренко изучал народное искусство,
старинные казачьи напевы. Он побывал едва ли не во всех уголках нашего края. Более 200 песен было написано о Кубани. Он внёс огромный вклад в песенную культуру нашего казачьего края. Композитор и С. Хохлов – авторы величальной песни городу Краснодару «Стал казак на камень»:
Нам ли, братцы, песню не начать?
Нам ли город свой не величать?
У реки Кубани
Стал казак на камень:
Здесь нам, братцы, город начинать!
Замечательный кубанский поэт К. Обойщиков посвятил одно из стихотворений Г. Пономаренко:
В ширь полей с холмами предков,
Где хлеба стоят, как рать,
Ты ходил, Пономаренко,
Чудо песни собирать.
Сколько благородства, теплоты и широты в медленной мелодии в «Песне родному краю» на стихи Г. Георгиева:
Пусть дали манят,
Пусть годы летят,
Как можно представить, не знаю,
Без птиц- синеву,
Без ветра – листву,
Себя без родного края.
Услышав эту песню, вы полюбите ёё, и в следующий раз вам даже захочется ёё запеть. Потому что у композитора дар Божий, который проявлялся посредством каждодневного титанического труда, чтобы, не повторяясь, в который раз воспеть естество жизни и неповторимые красоты Матушки-Земли.
Сила и обояние песен Г. Пономаренко в том, что они не придуманы. В них сама жизнь. Вслушайтесь – и перед вами задымятся далекие вечерние закаты Украины, белозубой улыбкой сверкнёт девчонка, заплещется Волга, зазвенят свадебные колокольчики, загрустят о чем-то своём тополя, зашумит зелёной листвой берёзка на Мамаевом кургане, будет отговаривать золотая есенинская роща.
Я обязательно вернусь –
Дождём ли первым или снегом,
Снежинкой первой обернусь
И в ноги упаду к вам с неба.
Звенят и теперь над Россией, над красавицей Кубанью песни, спетые нам Г. Ф.Пономаренко. Они – душа его беспокойная, взывающая к людям о том, чтобы мы не огорчали в этой жизни один другого, любили свою землю и радовались бы каждому новому дню…
Официальный сайт МУ СОШ №16 (ссылка на текст)
Памятник Г.Ф.Пономаренко
14 сентября 2002 года в сквере на центральной улице столицы Кубани недалеко от кинотеатра «Аврора» состоялось торжественное событие – открытие памятника Народному артисту СССР композитору Григорию Федоровичу Пономаренко. По всей округе лилась его, и в тоже время по настоящему народная, музыка. Солисты Кубанского казачьего хора в этот день были готовы бесконечно «спивать» любимые песни мастера. Со всех концов бывшего Советского Союза съехались друзья, родственники, да и просто большие поклонники творчества Григория Пономаренко. Открывали памятник лучшие исполнительницы песен прославленного композитора Вероника Журавлева и Людмила Зыкина.
Последние 24 года своей жизни Григорий Федорович отдал Кубани. Для него наш край стал по настоящему родным домом, где его талант смог раскрыться в полной мере. Память о нем будет храниться в сердцах кубанцев долгие годы, а отдать дань уважения композитору теперь можно у его памятника.
Мысль об увековечивании памяти Григория Пономаренко пришла практически сразу после его трагической гибели в автокатастрофе. Был объявлен открытый конкурс. Свои проекты представили сразу 12 творческих групп. Победителем вышел дуэт известных краснодарских мастеров – скульптора Ольги Яковлевой и архитектора Юрия Субботина.
Два года шла напряженная работа. Вначале памятник был создан из гипса прямо в мастерской художников, а уже после утверждения, был отлит в бронзе в Минске.
При взгляде на памятник сразу виден добрый и жизнерадостный характер композитора, мудрый и чуточку хитроватый прищур глаз, знакомый каждому поклоннику таланта мастера. А под рукой – так горячо любимый Григорием Федоровичем баян. Пусть он и останется в нашей памяти именно таким, а вместе с ним останутся на Кубани песни Народного Композитора.
Первоначальный проект предусматривал установку памятника прямо у здания Филармонии, где для него предполагалось создать небольшую площадь. Однако в силу различных обстоятельств реализовать идею сразу не удалось. Лишь в 2005 году ко дню города памятник Пономаренко был установлен на своем законном месте.
Сайт Департамента культуры Краснодарского края (ссылка на текст).